Жизнь после жизни

Инесса Косинова

ds_kosinova@mail.ru

Мистическая мелодрама в контексте советской эпохи

Сценарий полнометражного художественного фильма

Акт 1
Сцена 1
Холл дома в европейском стиле. INT. Действующие лица: Алекс – красивая женщина 30 лет; супружеская пара Пол 60 лет и Анна 30 лет.
Пол и Анна прощаются с Алекс. У нее – осунувшееся лицо, потерянный вид. Супруги говорят по-английски. Синхронный перевод.
Анна:
Ты ни в чем не виновата. Ты не должна ни в чем себя винить. То, что случилось, должно было случиться рано или поздно. Запомни: ни в чем нет твоей вины.
Пол:
Ты знаешь, мы всегда рядом. Если что-то понадобится – звони. Держись! Держись, Алекс.
Пол обнимает Алекс, Анна целует ее, они уходят. Алекс остается одна. Осматривается, словно впервые оказавшись в незнакомом месте. Трогает предметы интерьера. В глазах появляется интерес – окружающая обстановка начинает ей нравиться. Входит на кухню, берет что-то из холодильника. Резко бросает, начинает судорожно метаться из комнаты в комнату, открывает ящики шкафов, выворачивает женскую одежду. Подходит к комоду, видит фотографии, на них - она рядом с невысоким сухим стариком 70-80 лет. У нее дрожат руки, фотографии падают. Она начинает открывать ящики комода, выворачивать содержимое. В нижнем ящике находит шкатулку, открывает, достает рисунок. Изображено ангелоподобное существо женского пола с крыльями, рисунок талантлив, но явно детский. Она переворачивает его, на обороте – подпись по-русски: «Саша Журавлева 12 лет 6 «в» класс». Она плачет, напряженно смотрит на рисунок, силясь что-то вспомнить. Последний кадр – рисунок.
Сцена 2
Актовый зал средней школы советского периода. INT. Рисунок с ангелоподобным существом вывешен на видном месте рядом с другими рисунками. Общешкольное собрание. На сцене – учителя, актив школы.
Действующие лица: Саша Журавлева – девочка 12 лет; ее родители Галина – яркая, красивая женщина, дорого и со вкусом одета (33 года) и Анатолий – чиновник среднего звена (35-36лет); учительница рисования Дина Владимировна; директриса – полная благообразная женщина; школьники в форменной одежде советского периода, их родители, учителя.
В зале стоит шум. На сцену выходит директриса, просит всех успокоиться.
Директриса:
Завершился очередной учебный год. И мы его закончили с большими успехами. У нас – 12 медалистов. Послушайте, 12! Но все же самое важное - не это. Наша радость и самая главная гордость нашей школы – это Саша Журавлева! Ее рисунки заняли первое место на международном (МЕЖДУНАРОДНОМ!) конкурсе «Мир глазами детей». Мы поздравляем Сашу, и вручаем ей почетную грамоту, а родителям – благодарственное письмо. Прошу всех на сцену. Ау! Журавлевы – прошу подняться на сцену!
Первой выбегает Саша, осматривается, ищет глазами родителей. Видит их в 1 ряду. Они поднимаются на сцену. Директриса жмет им руки. Вручает грамоту и благодарственное письмо. В зале – аплодисменты. На глазах девочки – слезы, она счастлива.
В перерыве к Журавлевым подходит учительница рисования Дина Владимировна.
Дина Владимировна:
Вы не должны оставлять это без внимания. У девочки талант! Но он требует постоянной работы над собой. Саша бывает невнимательна на уроках, ей не хватает усидчивости, дисциплины!
Анатолий:
Мы будем стараться Дина Владимировна!
Шутя, отдает честь, дурачится.
Галина:
Ой, не обращайте на него внимания! Поверьте, мы делаем для нее все возможное. Бросает на мужа недовольный взгляд, его радость сменяется едва скрываемым раздражением.
Дина Владимировна:
Вам необходимо как можно раньше отдать ее в художественную школу.
Галина:
Со следующего года – обязательно!
Прощаются.
Сцена 3
Советский универмаг. INT. Действующие лица: Галина, Анатолий, Саша Журавлевы; покупатели и продавцы в универмаге.
Галина примеряет одежду. Саша и Анатолий стоят в стороне и одобрительно кивают. Заметно, что их вся эта процедура утомляет.
Сцена 4
Универмаг. Примерочная кабина. INT. В кабинке Галина и Саша Журавлевы. Саша примеряет платье.
Саша:
Мам, ну ты только представь - целое лето! Как я буду без тебя??! Почему мы не можем поехать вместе?
Галина:
Вместе нам будет тесно. А так – ты будешь самая красивая девочка на Черном море, а я – на Красном! И нам обеим будет хорошо.
Саша:
А как же папка? Мы с тобой будем отдыхать, а как он тут один?
Галина:
Ничего с ним не случиться. Птицы должны летать, а муравьи - трудиться.
Саша:
Ты птица?
Галина:
Я - птица.
Саша:
А я – птица?
Галина:
Ну не знаю, дай-ка я на тебя посмотрю. Выйди отсюда, пройдись!
Поправляет на ней платье отходит в сторону. Саша открывает занавеску в примерочной кабине, за ней стоит отец. Он явно слышал весь разговор. Галина начинает суетиться, неловко собирает платья, которые примеряла дочь. Обе выходят из кабинки.
Галина:
Толик, у тебя хватит денег? Посмотри сколько тут всего.
Анатолий:
А зачем тебе деньги? Птицам деньги ни к чему.
Все идут к кассам, отец рассчитывается. Все уходят.
Сцена 5
Одна из центральных улиц большого города. EXT. Мать и дочь идут рядом. Обе в новых нарядах и в хорошем настроении.
Саша:
Ну, мам, ну скажи, пожалуйста, я – птица или нет?
Галина:
Не знаю, дорогая. Это выяснится позже. Пока твои перья еще не отросли.
Саша: когда ты уезжаешь?
Галина: сначала я провожу тебя. Это очень хороший детский лагерь, самый лучший в стране. Поверь, тебе там будет гораздо лучше, чем дома. Я буду писать тебе каждый день.
Саша останавливается, прижимается к матери, смотрит ей в глаза.
Саша:
Я люблю тебя, давай не будем расставаться. Я не могу без тебя жить.
Галина отстраняет дочь, убирает волосы с ее лица и смотрит ей в глаза.
Галина:
И я люблю тебя, но нам совершенно не обязательно всегда быть вместе.
Сцена 6
Начало сентября. Школа. EXT. Действующие лица: Саша Журавлева и Лена, ее школьная подруга. Обе в школьной форме советского периода. Они возвращаются домой после школьных занятий. Идут через парк. Рассказывают друг другу о летнем отдыхе. Жестикулируют, смеются. Саша выглядит очень хорошо, загорелая с распущенными волосами.
Лена:
Смотри, кажется это твоя мать!
Указывает рукой на автомобиль. И него выходит Галина и высокий импозантный мужчина.
Саша (стараясь выглядеть равнодушно):
Я знаю его, это - начальник отца. Наверное, встретил ее где-то и подвез. Хороший дядька.
Лена:
Смотри, смотри: а чего это они целуются?
Саша:
Не твое дело! Слышишь, ты уродина, не твое дело!
Саша в истерике, бьет подругу портфелем и убегает.
Бежит по улицам, сворачивает за угол дома, плачет, захлебывается слезами. Темнеет, она все еще ходит по пустынным улицам города.
Сцена 7
Квартира Журавлевых. Действующие лица: Галина, Анатолий, Саша Журавлевы.
Саша подходит к двери, слышит грохот, удары и страшный вой матери. Открывает ключом дверь, проходит на кухню. Мать лежит на полу в луже крови, отец пинает ее ногами. Они ее не замечают. Саша подходит к столу берет нож.
Саша:
Если ты еще раз ее тронешь, я тебя убью.
У нее бледное спокойное лицо, серьезный взгляд, она полна решимости.
Анатолий:
Твари! Твари! И ты – тварь! Шлюхи! Переворачивает cтол на лежащую на полу Галину, уходит из дома, хлопнув дверью.
Сцена 8
Актовый зал Сашиной школы. Общешкольное собрание, посвященное окончанию учебного года. Действующие лица: Саша Журавлева – 17 лет, директриса, учителя, ученики, их родители.
На сцене актив школы. Директриса вручает аттестаты, благодарственные письма и грамоты.
Директриса:
Золотой медалью награждается Журавлева Александра! Прошу на сцену.
Выходит Саша, берет аттестат, коробочку с медалью, ей жмут руку.
Директриса:
От лица школы выражаю благодарность Галине и Анатолию Журавлевым за воспитание дочери! Прошу на сцену.
Саша испуганно озирается, ищет их глазами. В первом ряду, там, где они сидели обычно, два места пустуют. Она потерянно, запинаясь, спускается со сцены.
Сцена 9
Выпускной бал. Действующие лица: Саша Журавлева, Андрей – ее друг, у него простое симпатичное лицо, тип «хороший парень». Выпускники, учителя, организаторы бала. Играет музыка. Саша и Андрей танцуют танго.
Андрей:
Тебе нечего здесь делать. Уезжай отсюда. Уезжай в Москву, в Питер, куда угодно… Ты же умная, ты всего добьешься.
Саша:
Ну она же сдохнет без меня, разве ты не понимаешь?! Она постоянно засыпает с зажженной сигаретой, ничего не помнит. Кто ее будет кормить?
Андрей:
Ты не можешь себя посвятить матери – алкоголичке. У нее – своя жизнь, она сама себе ее устроила. Ты тут ни при чем. И потом ты ей не нужна! Пойми, ты ее раздражаешь. Если ты уедешь, может она кого-то себе найдет. Я имею в виду - мужчину. (Пауза) Или мужчин.
Саша дает ему пощечину и убегает.
Сцена 10
Саша бежит по ночным улицам. Андрей бежит за ней, догоняет, берет за руку.
Андрей:
Прости, ну прости, пожалуйста! Сам не знаю, как это вырвалось. Я не хотел. Мне просто жалко тебя, я не могу смотреть, как она кидается на тебя ни за что ни про что. Срывает зло. Но ты-то здесь при чем?
Они гуляют по ночным улицам до рассвета. Уже начинает светать, когда они входят в подъезд Сашиного дома. Целуются, слышен их смех. Открывается дверь Сашиной квартиры. На пороге Галина, у нее серое обрюзгшее лицо, в руках стакан с выпивкой.
Галина:
Где ты шлялась, гадина? Где ты была? Опять этот лох. Боже мой, где ты его откопала? Я бы ср…ть рядом с таким не села. Ты что там, спариваешься с ним на лестничной клетке?
Саша:
Замолчи, я прошу тебя, мам, замолчи…
Она пытается войти домой. Андрей хватает ее за руки.
Саша:
Оставь меня, уходи! Я буду с ней.
Убегает от него к матери.
Сцена 11
Квартира Журавлевых. Все в полуразрушенном состоянии. На столе пустые бутылки, остатки еды. Кругом полные пепельницы.
Галина:
Где ты была, тварь?! Посмотри – уже утро, где ты была всю ночь? Где ты таскалась?
Она хватает все, что попадает под руку и кидает в Сашу. Та уворачивается. Пытается что-то объяснить матери, но она ее не слушает. Выворачивает все ее вещи из шкафов, выбрасывает их на лестничную клетку.
Галина:
Убирайся отсюда, гадина! Убирайся, я не хочу тебя видеть. Проклятая, бл…дь! Убирайся или я убью тебя!!!!
Она выталкивает дочь из квартиры и закрывает дверь. Саша плачет, бежит вниз по лестнице. Бежит по улицам. Раннее утро. Вбегает в подъезд дома, поднимается, звонит в дверь. Ей открывает отец. Выглядит очень плохо. Его почти невозможно узнать. Он долго не может узнать дочь. Наконец в глазах появляется что-то осмысленное. Он пропускает ее в дом.
Анатолий:
Я знал, что вы еще ко мне приползете. Знал. Че надо?
Саша:
Я хочу спать.
Анатолий:
Ложись.
Указывает на старую кровать с грудой грязного тряпья. Дает ей покрывало. Она ложится в одежде, засыпает. Просыпается, видит над собой искаженное дикой злобой лицо отца. Он насилует ее. Она пытается вырваться. Бьет его по лицу. Он бьет ее. Она вырывается, выскакивает из квартиры, бежит по городским улицам. Ее платье изорвано в клочья, она вся в синяках и ссадинах.
Сцена 12
Железнодорожный вокзал. EXT. Идет посадка на поезд. Действующие лица: Саша, ее друг Андрей, проводники, пассажиры и провожающие.
Андрей:
Самое главное – ничего не бойся. Никогда ничего не бойся. Ты самая красивая девушка в мире. И его окрестностях.
Он берет ее сзади за волосы поворачивает ее голову к окну, в окне видно ее отражение. Она очень красива. Высокая стройная очень чувственная молодая женщина. Андрей – широкоплечий, но немного ниже ее ростом, одет в спортивный костюм. Он поворачивает ее голову к себе, смотрит ей в глаза. У обоих в глазах слезы.
Саша (шепотом, одними губами):
Я хочу остаться с тобой.
Андрей (смеется):
Расскажи это кому-нибудь другому. Посмотри на себя и на меня. Ну какой я тебе герой? Герой в тапочках.
Смотрит на свою обувь, на нем дешевые китайские тапочки. Она смотрит ему в глаза. Плачет.
Андрей: Разве ты не понимаешь: я всегда буду для тебя только лохом. Кто я? Водила, и я всегда буду водилой. Или грузчиком. Я никем никогда не стану. Мозгов нет. А ты умная, тебе нужно жить по-другому. Даже не думай, поезжай. Я буду помогать.
Он достает из кармана деньги, кладет их ей в сумочку. Она пытается отдать обратно, он целует ее.
Поезд трогается, они смотрят друг другу в глаза по разные стороны стекла. У обоих – слезы на глазах.
Акт 2
Сцена 1
Университет в крупном городе. INT. Действующие лица: Саша, ее подруга Анна – высокая красивая брюнетка, студенты, преподаватели. Саша и Анна идут по коридору.
Анна:
Ты пойми: все через это проходят. Все проходят через этого члена. Дело не в том, знаешь ты предмет или не знаешь. Если бы ты была уродина, тогда это имело бы значение. А в нашем с тобой случае «члена» не избежать. Он просто так не поставит. И нас выкинут, и отправят в наши с тобой Мухосрански, на растерзание псам. Думаешь, там ты будешь спать с кем-то получше Альберта Иосифовича? Здесь ты это сделаешь один раз, а там будешь делать всю жизнь.
Саша:
НЕТ, слышишь, нет!!!!!!!! Я не буду этого делать, никогда! Слышишь – никогда!
Саша убегает.
Сцена 2
Большая аудитория. Идет лекция. INT. Действующие лица: Саша Журавлева, преподаватель Альберт Иосифович, 60 лет, похож на павиана, студенты.
Альберт Иосифович:
В природе все мудро устроено: задача самца – осеменить как можно большее количество самок. Задача самки – понести потомство от самого сильного самца. Все подчинено одной общей цели, одной идее – продолжению рода.
Саша поднимает руку, не дождавшись разрешения, встает и говорит громко и уверенно:
Скажите, Альберт Иосифович, а у вас что: проблемы с домашней самкой? Она не может понести потомство? Или вы хотите осеменить все стадо?
В аудитории несколько минут стоит тишина. Потом раздаются заглушенные смешки. Позже начинается всеобщий хохот. Саша демонстративно встает, собирает тетрадки и уходит.
Сцена 3
Саша и Анна идут по коридору университета:
Анна:
Так дальше продолжаться не может. Ты – не адекватна. Ты заводишься на пустом месте. Ты же сама нарываешься на конфликт. Сходи к психологу. Или займись йогой, говорят, это восстанавливает душевное равновесие. Нельзя сидеть и ждать, что кто-то тебе поможет. Вот смотри – объявление: семинар по цигуну. Китайская система управления энергией. Сходи, потом мне расскажешь.
Саша:
Я устала… Я очень устала, и хочу спать.
Поворачивается и уходит.
Сцена 4
Полуподвальное помещение. INT. Белые стены. В комнате нет никакой мебели кроме ковриков, раскиданных повсюду. Закончилось занятие по цигуну. Действующие лица: Саша, одетая в шелковое восточное кимоно, Сю Минтан – китаец 50 лет, мастер духовных практик. Его помощник Лики-Лунг, он собирает коврики.
Саша – Сю Минтану:
Послушайте: почему я? Десятки людей ищут вашего расположения, тратят годы на то чтобы вы одобрительно кивнули. Кто я для вас? Мы знакомы меньше месяца…
Сю Минтан:
Видишь его? (указывает на Лики-Лунга) Он занимается цигуном двадцать лет. Когда он начинал, ему было семь… Ты сейчас умеешь больше него.
Саша:
Но я ничего не умею, вы ошибаетесь, мастер!
Китаец улыбается и уходит.
Сцена 5
Комната в студенческом общежитии. INT. Саша рассеянно собирает вещи. Анна ходит за ней по пятам.
Анна:
Ну подожди, будет же студенческий совет. Ты же сама устроила эту бурю в стакане воды. А теперь хочешь сбежать? Все пошли за тобой, если тебя не будет – все останутся при своих интересах. И ничего не изменится. Этот скот будет портить девок, и все будут молчать. Подожди, его выгонят, как только все станет известно в деканате, его выпрут отсюда. И другие будут бояться задевать тебя лишний раз.
Саша резко останавливается, подходит к подруге, обнимает ее.
Саша:
Ты же сама говорила: у каждого – свой путь. Мы не должны оставлять свой путь ради кого-то, и не можем от другого требовать, чтобы он оставил свой. Любовь – здесь. Ты у меня – здесь.
Она прикладывает руки к груди. Смотрит Анне в глаза. Саша застегивает сумки и выходит из комнаты.
Сцена 4
Домик в Тибете. INT. В окне открывается панорама заснеженных гор. Саша и Сю Минтан сидят за низким столиком и грают в шахматы.
Саша (задумчиво):
Если бы я осталась, я могла бы что-то изменить. Я могла помочь десяткам, таких как я…
Сю Минтан:
Ты придаешь большое значение своим чувствам… (Пауза, они продолжают игру)
В какой-то момент мастер отстраняется от игры и начинает смотреть в окно на заснеженную панораму.
Сю Минтан: Ты знаешь, как повстанцы вели военные действия в горах, если противник превосходил их по численности и вооружению? Они поднимались высоко в горы и занимали безопасную позицию. И кто-то из них делал контрольный выстрел в воздух. Или бросал камушек. Лавина обрушивалась вниз и заваливала лагерь противника. Ты знаешь, никому из повстанцев не приходило в голову, бежать вслед за лавиной и корректировать ее движение…
Саша: Но ведь брошенный камень мог так и не достичь цели: снег мог обрушиться не в том месте.
Сю Минтан: Может быть и так. Но разве в том есть вина того, кто бросил камень? И потом, бросать камни – дело нехитрое. Всегда найдется кто-нибудь еще…
Наступает некоторая пауза, потом оба обмениваются понимающим взглядом.
Сцена 5
Ранняя весна в Тибете. Деревья в цвету. Саша выполняет упражнения гимнастики тайцзыцюань. Звучит китайская музыка. Панорама сменяющихся сцен: занятия дыхательными упражнениями на фоне природы и вхождение в глубокий транс в стенах буддийского монастыря. За кадром – спокойная китайская музыка. Последний кадр: Саша, сидящая в позе лотоса вдруг лишается чувств. Звучит тревожная музыка. Ее безжизненное тело монахи переносят в другое помещение.
Сцена 6
Мгновенный перелет в дом Журавлевых. INT. Ночь.Саша находится здесь ввиде бесформенного светящегося сгустка. Галина Журавлева спит, в руке – зажженная сигарета. Светящееся существо влетает в кухню: газовые горелки открыты, открыта дверца духового шкафа. СС (светящееся существо) пытается закрыть газ, мечется от окна к плите, но безрезультатно. В комнате уже начался пожар. СС мечется по всей квартире. Звучит тревожная музыка. Вдруг СС замирает на несколько секунд и резким движением вселяется в спящую Галину. Та просыпается, ее взгляд становится осмысленным, она встает, бежит на кухню, выключает газ, распахивает окно, тушит пожар. Отдышавшись, подходит к открытому окну, смотрит на звездное небо. Подходит к телефону, набирает номер. Ждет ответа.
Галина: Это я. (ее голос очень хриплый) Она у тебя? … Пусть утром идет домой… Хорошо, давай встретимся и поговорим… В пятницу днем – тебя устроит? Ее не будет дома в это время… Договорились… Спокойной ночи, Толя… Да, я буду тебя ждать.
Сцена 7
Утро. Дом Журавлевых. Саша (17 лет) сидит перед зеркалом. У нее задумчивый взгляд. Мать стоит сзади, курит. Они обмениваются взглядами в зеркале.
Галина: Поезжай. Тебе нечего здесь делать. Ты слишком хороша для этих мест. Как бы ни повернулась твоя судьба, там тебе будет лучше в любом случае. Только никогда не доверяй мужчинам. Они все – скоты, все без исключения. Бери у них все, что сможешь взять. Никогда не стесняйся брать. Даже если после этого, у них вообще ничего не останется.
Саша, прищурив глаза: И всем давать, если я правильно поняла…
Галина: Если сможешь не дать – не давай. Экономь себя.
Подходит к комоду, достает шкатулку с драгоценностями, ставит ее перед Сашей. Отходит в сторону. Смотрит на нее в зеркало.
Галина: Лучшие друзья девушек – это бриллианты…
Сцена 8 (начало –повторение сцены 1 Акт 2. Отличие – внешний вид Саши: она одета очень вызывающе, держится более развязно)
Университет в крупном городе. INT. Действующие лица: Саша, ее подруга Анна – высокая красивая брюнетка, студенты, преподаватели. Саша и Анна идут по коридору.
Анна: Ты пойми: все через это проходят. Все проходят через этого члена. Дело не в том, знаешь ты предмет или не знаешь. Если бы ты была уродина, тогда это имело бы значение. А в нашем с тобой случае «члена» не избежать…
Саша (перебивая подругу): Я не собираюсь избегать этого члена. Он мне понадобится впоследствии…
Сцена 9
Преподавательская. INT. Саша без стука входит и садится на стол Альберта Иосифовича. Тот испуганно откидывается на спинку стула. Она ставит ногу в красивой туфле на каблуке у него между ног. Наклоняется к нему.
Саша: Ну что же мы сидим такие тихие? Кого ждем? Или мы чего-то боимся?
Альберт Иосифович (заикаясь): О, Александра, э-э-э, Александра… Я, я совершенно не готов к этой встрече. Как же так… (продолжает что-то мямлить)
Саша: Так чего мы боимся?
Скидывает туфлю и трогает профессора между ног.
Саша: что-то не чувствую здорового энтузиазма.
Альберт Иосифович: Это от волнения, я все исправлю. Вот увидите, Александра, я исправлюсь. Я схожу к доктору. И я смогу, смогу, я вам обещаю…
Она резко встает, поворачивается и уходит.
Сцена 10
Аудитория университета. Лекция закончилась. Саша продолжает сидеть на своем месте. Студенты выходят. В аудитории остаются только Саша и Альберт Иосифович.
Альберт Иосифович:
Послушай, я-я-я не могу этого сделать. Это б-б-будет решать научный совет. Всего 12 претендентов. Я, со своей стороны, к-к-конечно же, буду содействовать. Сашенька, я сделаю все что смогу.
Саша: Я очень хочу поехать в Бельгию на эту стажировку, Альберт. И я на тебя полагаюсь. Я могу на тебя полагаться?
Она подходит к кафедре, берет указку, проводит ей по его брюкам, поднимает выше, проводит по его шее, потом опускает ее себе между ног, садится на нее верхом. Кладет указку на стол и выходит. Последний кадр – указка, скатывающаяся со стола.
Сцена 10
Аудитория университета в Бельгии. Закончилась лекция. Старенький седой профессор Клод Мюррей собирает свои бумаги. Он чувствует, что кто-то стоит рядом и роняет указку. Поднимает глаза, рядом стоит Саша, она ловит указку на лету. Словно по инерции начинает проделывать с ней те же манипуляции, что и в предыдущей сцене. Клод Мюррей в шоке, он удивленно смотрит на нее. Но через некоторое время в его глазах появляется откровенный интерес.
Сцена 11
Европа. Дом Клода Мюррея. Интерьер как в 1 сцене 1 акта. Саша просыпается. Ей плохо – тяжелое похмелье. Она бежит в ванную, ее рвет. Спускается вниз. Садится за стол. Клод готовит ей сок из фруктов, жарит тосты.
Клод: (англ.) Ты вчера снова сделала, как это по-русски… фортель. Это уже четвертый раз в этом месяце. Я вынужден себя защищать.
Саша: От чего ты собираешься себя защищать?(англ.)
Клод: От венерических заболеваний. Из-за тебя я не могу общаться с детьми! Я могу заразиться через бытовые предметы и заразить своих детей, свою жену, наконец! (англ.)
Саша: Ты не виделся со своими детьми 20 лет, чем ты можешь их заразить? (англ.)
Клод: Ты подумала о том, как я буду выглядеть на приеме у врача? (англ.)
Саша: Какого врача? Какие венерические заболевания? (англ.)Тебе что, ветром голову надуло, ср…ный импотент? (русск.)
Клод: Что ты знаешь о венерических заболеваниях? Что ты знаешь о СПИДе? Вы – русские невежественны, вы ничего не знаете о СПИДе.(англ.) Кладет рядом с ней брошюру о СПИДе.
Саша: Малыш, в твоем возрасте не страшно умереть от СПИДа. (англ.) В твоем возрасте вообще уже не страшно умереть от чего бы то ни было (русск.)
Клод: Я вынужден себя защищать. Я отменю завещание на твое имя. (англ.)
Саша: Делай, что хочешь, старый м…дак. Ты мне опротивел, ты достал меня. (русск.)
Сцена 12
Европейский ночной клуб. Идет демонстрация мужского стриптиза. Саша и ее подруга Анна сидят за столиком. Они не смотрят на сцену, разговаривают между собой по-русски.
Саша: Я больше не могу. Ему постоянно кажется, что я хочу его убить. Он прячет от меня острые предметы. Он не понимает, что кроме него, у меня никого нет. На всем белом свете. Я не представляю, что я буду делать без него. Я же ничего не умею. А с другой стороны, я сижу здесь уже десять лет. За это время я могла бы выйти замуж за нормального мужика и родить сына. Ты знаешь, мне постоянно снится, что у меня есть сын. Я вижу его так явственно, помню каждую черточку его лица, каждую родинку…
Анна: Ты скоро так свихнешься. Тебе надо поехать отдохнуть. Поезжай в Испанию, там такие кабальеро! Тебе это пойдет на пользу. Приедешь – будешь как новая. И Клоду тоже надо от тебя отдохнуть.
В это время к ним подходят два молодых стриптизера, начинают танцевать…Потом все перемещаются в кабинки. Занимаются сексом.
Сцена 13
Дом Клода Мюррея. Ночь. Саша поднимается по внутренней лестнице в крайней степени алкогольного опьянения. Сверху спускается Клод в пижаме. Он озлоблен, в руках – старинный пистолет.
Саша: Это что еще за новости? Цирк уехал, клоуны остались. Убери свой картонный пистолет, малыш. Твоя девочка устала и хочет спать. (русск.)
Клод дрожащими руками целится в нее, перекрывает ей путь. Его трясет.
Саша: (зло) Я кому сказала, мудак, убери пушку! Пытается отодвинуть его, чтобы пройти. Толкает его, он падает, катится по лестнице, пистолет случайно выстреливает. Клод лежит на полу без движения. Саша в страхе пятится. Выходит из дома, садится за руль машины, едет на высокой скорости по ночным улицам, выезжает на загородную трассу. На крутом вираже не справляется с управлением, происходит автокатастрофа.
Сцена 14
Буддийский монастырь в Тибете. Ночь. Саша лежит на циновке в глубокой коме. Постепенно она выходит из этого состояния. Поднимается, все тело у нее болит. Она выходит к берегу водоема. Ложится на землю лицом вниз. Плачет. Сотрясается в рыданиях. Встает, идет вдоль берега. Весь ее вид выражает глубокое отчаянье, она шатается, сутулится. Снова падает лицом вниз. Плачет до исступления. К ней подходит Сю Минтан. Садится рядом. Ждет пока она успокоится.
Сю Минтан: В тебе слишком много воды. Тобой управляют эмоции.
Саша, поднимаясь: Ты считаешь, что я должна научиться управлять своими эмоциями?
Сю Минтан: Ими нельзя управлять. (Пауза) Оба смотрят как по поверхности озера скользят волны. Саша успокаивается.
Сю Минтан: Позволь своим чувствам и эмоциям скользить по поверхности подобно этим волнам. Не задевая тебя глубоко. В глубине всегда должно быть спокойствие.
Саша: Знаешь, когда я оказалась там, я была как дух – я не могла бы сдвинуть с места даже иголку. Но я могу вселяться в людей, влиять на их мысли, вынуждать их делать, что я хочу. Я могу изменить ход вещей.
Сю Минтан,раскатисто смеясь, показывает ей на купол неба, там сияют огромные звезды: Что ты можешь изменить в нем? Ты – все еще человек, ты плачешь, кичишься своими несуществующими достоинствами, ты не можешь изменить себя. Что ты можешь изменить в звездном небе?
Саша: Но ведь я изменила ход своей жизни, я изменила свою судьбу!
Сю Минтан: Чью судьбу ты изменила? Ты здесь. (трогает ее рукой) Я здесь. (трогает себя) Мы были здесь несколько месяцев назад. Ничего не изменилось. Саша обиженно вскакивает и убегает вдоль по берегу. Он смеется ей вслед.
Сцена 15
Буддийский монастырь. Храм. Благовония. Все атрибуты буддийской веры: флажки, чаши, бубны. Саша молится у статуи Будды. Встает,уходит в глубину храма. Садится в позу лотоса, уходит в состояние глубокой медитации. Вокруг нее становится видно сияние.
Сцена 16
Квартира отца Саши – Анатолия. Грязная посуда на столе, потолок закопчен, мебель в большинстве – сломана. Ночь. 17-летняя Саша спит на куче грязных лохмотьев. Платье задралось, видна загорелая стройная нога. Анатолий стоит рядом с ней, шатаясь. Светящееся существо наблюдает за этой сценой некоторое время. Затем вселяется в Анатолия. Тот перестает шататься. Подходит к дочери. Садится рядом, гладит ее по голове. Встает, уходит на кухню, убирает со стола, жарит яичницу. Наступает утро. Саша за столом ест яичницу.
Анатолий: Ты знаешь, я понял, что ничего дороже вас с матерью, у меня никогда не было и не будет. Я должен был ее простить. Простить. Тогда все могло сложиться иначе. Запомни, доча, ничего дороже семьи у человека нет и быть не может. Если есть семья – будет и все остальное – и карьера, и работа. Все пойдет в гору.
Саша ест, не смотрит на отца. В коридоре они обнимаются, Саша уходит.
Сцена 17
Железнодорожный вокзал. EXT. Идет посадка на поезд. Действующие лица: Саша, ее друг Андрей, проводники, пассажиры и провожающие. (Все повторяется как в сцене 12 акта 1)
Андрей:
Самое главное – ничего не бойся. Никогда ничего не бойся. Ты самая красивая девушка в мире. И его окрестностях.
Он берет ее сзади за волосы поворачивает ее голову к окну, в окне видно ее отражение. Она очень красива. Высокая стройная очень чувственная молодая женщина. Андрей – широкоплечий, но немного ниже ее ростом, одет в спортивный костюм. Он поворачивает ее голову к себе, смотрит ей в глаза. У обоих в глазах слезы.
Саша (громко):Я хочу остаться с тобой.
Андрей (удивленно): Почему?
Саша: Потому что, я люблю тебя!!!
Андрей: И что мы будем делать?
Саша: Жить. Долго и счастливо.
Андрей: Ты сумасшедшая. А как же твоя наука?
Саша: Наукой можно заниматься где угодно. Если у меня будешь ты, я все смогу. Какая разница – где? Здесь или в Москве? Будет чем гордиться, это оценят везде – во всем мире.
Они кружатся и смотрят друг другу в глаза.
Сцена 18
Дом Саши и Андрея. Обоим – по 38 лет. Саша – преподает в институте, у нее невысокая зарплата, но она полностью посвящает себя научной деятельности. Андрей работает водителем на заводе. Их сын Илья в этом году поступает в институт. В настоящее время его дома нет, он в летнем лагере.
Саша: Послушай, неужели ты не понимаешь, что если он не поступит в институт – его заберут в армию!
Андрей: Ну и что. Я же служил, вот на водителя выучился.
Саша: И что ты предлагаешь, чтобы его там дрючили разные прапорщики, а потом он станет водителем как ты? Зачем ему становится водителем, если права у него есть и так?
Неожиданно она останавливается, замечает, что обидела мужа. Подходит к нему сзади, обнимает за плечи, прижимается вся к нему.
Саша: Прости меня, родной. Бог мой, как я люблю тебя. Я просто издергалась, а ты меня не понимаешь… Денег на платное обучение у нас нет, а на бесплатный он без толкача не поступит. Я же и есть этот толкач. Так почему вы оба так инертны? Вы оба относитесь к поступлению без всякого интереса. Тот где-то болтается. А ты меня отговариваешь.
Андрей: Я не отговариваю. Я просто не понимаю, зачем ты устраиваешь трагедию. Почему ты злишься? Расскажи мне, Санек, почему ты злишься на самом деле?
Обнимает ее, щекочет, щипает за зад. Она улыбается, но отходит назад, отворачивается к окну, украдкой смахивает слезу.
Андрей: Эту стажировку в Бельгии – предложили тебе. Из всех они выбрали именно тебя. Потому что ты этого заслуживала. А ты отказалась. Потому, что думала, что обязана «поступать» Илью в институт. А нас ты не спросила. Но ведь ты этого хотела! Ты мечтала об этом всю жизнь. Почему ты не спросила его самого: нужно ли это ему? Почему ты не спросила меня? …Ты все решила сама. Как всегда. Сильная женщина плачет у окна.
Обнимает ее. Она плачет у него на груди.
Сцена 19
Квартира Саши и Андрея. Утро. Дома одна Саша, она нервно ходит по комнатам, курит, напряженно чего-то ждет. Входит Илья – ее сын, он вернулся из летнего лагеря.
Саша: Ну где ты был? Я жду тебя уже три часа. Нам нужно срочно ехать к Пал Палычу – он председатель приемной комиссии, сегодня все решается. И еще надо заехать на станцию, отец сказал, что-то с амортизатором. Сейчас же едем!
Илья: Мам, я есть хочу.
Саша: Ты всегда хочешь есть, сколько я тебя знаю, ты всегда хочешь есть. Пошли, по пути что-нибудь купим.
Сцена 20
Саша и Илья едут в автомобиле «Жигули» устаревшей марки. Илья за рулем. Подъезжают к автостанции – это уединенное строение посреди пустыря. Въезжают в открытые ворота, там несколько иностранных машин, слышен громкий разговор – явно идет какая-то криминальная разборка. Илья сдает назад, разворачивается. Все происходит очень медленно, как в замедленной съемке. Раздаются выстрелы.
Саша: Быстрее, быстрее. Ты всегда тормозишь, ты очень медленно думаешь! Ты всегда думаешь слишком медленно!!!!!! Боже мой, неужели ты не можешь побыстрее?!!
Выстрелы по автомобилю. Автомобиль взрывается.
Акт 3
Сцена 1
Буддийский храм. Ночь. Горят свечи. Курятся благовония. Саша одна, она сидит в позе лотоса, вокруг нее – сияние. Сияние меркнет, она приходит в себя.
Сцена 2
Саша и Сю Минтан сидят в его домике у окна. В окне – вид на горы. Они играют в шахматы.
Саша: Послушай, но ведь это касается меня, моей жизни!
Сю Минтан: Это не касается тебя, ты знаешь об этом.
Саша: Но это касается жизни дорогих мне людей! Ведь они ни в чем не виноваты! Почему все так получается? Я изменяю какое-то событие, но в конечном итоге все заканчивается трагично.
Сю Минтан: Когда камень падает в воду в одном месте, круги идут в другом. Ты не можешь повлиять на качество и количество расходящихся кругов.
Саша: А что я могу сделать? Скажи мне, что?
Сю Минтан берет ее ферзя и своего и меняет их местами.
Сю Минтан: В мире людей все решают условности. Если мы с тобой условимся, что черный ферзь – это белый, а белый – это черный, мы сможем доиграть эту партию. Ни той, ни другой Александры не существует, все иллюзии
, но ты можешь поменять их местами…

Саша вскакивает и хочет бежать. Сю Минтан, смеясь, останавливает ее:
Сначала мы закончим эту партию.
Сцена 3
Буддийский храм. Благовония, свечи. Саша в состоянии глубокой медитации. Звучит буддийская музыка.
Сцена 4
Квартира Саши и Андрея. Утро. Дома одна Саша, она выглядит рассеянной. Ходит, осматривает и трогает предметы. Словно не очень хорошо понимает, что происходит. Но ей все здесь явно очень нравится. Она садится за стол, мечтательно улыбается. В дом входит Илья. Она смотрит на него сквозь слезы.
Илья: Ты чего это, мам? Почему ты не на работе?
Саша: Ну где же ты был? Я так долго ждала тебя. Боже мой, я ждала тебя целую жизнь.
Она подходит к нему, обнимает.
Илья: Ну чего ты расселась. Ты же говорила: надо ехать к этому Пал Палычу. Чего это ты?
Саша: Ты, наверное, голоден. Надо поджарить стейки.
Илья: Какие еще стейки? Ты что заболела? Если хочешь есть, давай борщ разогреем. Отец сказал, что вчера сварил. Поедим хоть вместе. Я голодный, жуть!
Они садятся за вместе за стол. Илья рассказывает о событиях в летнем лагере. Саша слушает как завороженная, следит за каждым его жестом. Смотрит, как он ложку подносит ко рту.
Илья: Мам, да что это с тобой? Ты никогда в жизни так на меня не смотрела. Ты может правда, заболела? Давай отцу позвоним, мне страшно.
Саша: Я так люблю тебя, милый. Если б ты только знал, как я скучала по тебе. Я скучала по тебе всю жизнь.
Илья: Ну ты мать, точно что-то головой поехала, наверное заработалась. Отец говорил.
Гладит ее по голове, целует, обнимает.
Илья: Ну вставай, поехали. Чего же ты расселась-то. И одета ты как-то странно. В джинсах. Так и поедешь к своему Пал Палычу?
Саша: да, а что?
Илья: ничего, как хочешь. Ты какая-то странная, но такая ты мне нравишься больше… Поедем, а то надо еще на автостанцию заехать, отец говорил что-то с амортизатором.
Встают, выходят из дома. Илья открывает ей дверцу в машине.
Илья: Ты прямо на женщину стала похожа, хочется тебе дверцы в машине открывать. А то всю жизнь как солдат в юбке.
Саша: Будь повнимательнее, дорогой. Здесь такое движение.
Сцена 5
Саша и Илья едут в автомобиле «Жигули» устаревшей марки. Илья за рулем. Подъезжают к автостанции – это уединенное строение посреди пустыря. Въезжают в открытые ворота, там никого нет. Выходят из машины. Осматриваются, на стенах – следы пуль.
Илья: похоже, тут только что была перестрелка. Даже запах остался.
Вдруг он садится на пол, его бьет озноб. Он обхватывает голову руками. Кричит.
Светящееся существо вселяется в него, всю его фигуру озаряет свет. Саша снимает с себя кофту, одевает ему на плечи. Он успокаивается, смотрит прямо перед собой невидящими глазами. Видит свою машину, взрыв, видит опрокинутое навзничь тело матери. Затем она вдруг встает и взлетает вверх, на подоконник – окно расположено очень высоко. Оглядывается назад, встречается с ним взглядом.
Саша, та что у окна (кричит): Ты предал меня, предал!!
Оглядывается вокруг, видит сама себя. Видит как та, другая Саша укрывает его кофтой. Опять переводит взгляд на сына, он с грустью понимающе улыбается.
Илья: Это ты меня предала. Ты предала меня раньше, когда хотела уехать в Бельгию.
Саша (у окна): Но я же отказалась, я отказалась ради тебя!
Илья: Ты даже сейчас этого хочешь. Лети.
Саша: Я люблю тебя.
Илья: Я тоже тебя люблю.
Она отворачивается, видит в окно огромный мерцающий огнями город. Прыгает вниз.